О вреде некоторых современных игрушек

26.11.2018

Какими игрушками играли дети столетие назад? Если мы почитаем художественную литературу начала ХХ века, посмотрим фото, где представлены игрушки, то мы сможем ответить на этот вопрос. Игрушки были двух типов: совсем простые (глиняные свистульки, простые фигурки из дерева, оловянные солдатики) и невероятно сложные (механическая карусель, шарманка, дорогие фарфоровые куклы в богатых платьях). У детей того времени не было большого количества игрушек. И дорогими игрушками они не играли. На такие игрушки с восхищением смотрели. Причём преимущественно взрослые. Была какая-то особая польза от этих игрушек? Нет, не было. Развивающий потенциал таких игрушек практически нулевой. В современном мире аналогом таких игрушек являются интерактивные игрушки и те игрушки, которые очень точно воспроизводят реальность. Чем же плохи интерактивные игрушки? Конечно, одна такая игрушка не помешает ребёнку. А если такие игрушки преобладают у ребёнка? С забавным говорящим щенком нельзя играть. На него можно только смотреть и, нажимая ему на животик, слушать его слова. Точно так же на летающую куклу-фею (да, есть уже и такие игрушки) можно смотреть, управляя её полётом. Особенностью этих игрушек является то, что ребёнок не может сам решать, как играть этими игрушками. Способ игры предопределён функциональными возможностями игрушки. То же самое касается «почти настоящих» игрушек, которые, однако, таковыми не являются. «Варить» суп из пластмассовых овощей можно, но определённо это не то же самое, что помогать маме или папе на кухне.
А что же простые игрушки? Нужны ли они детям? Самые простые игрушки дают возможность развитию у ребёнка символической репрезентации. Символическая репрезентация (symbolic representation) – это способность представлять прошлые и настоящие события, опыт и понятия с помощью слов, изображений, жестов или других знаковых средств. Появление у ребёнка символических репрезентаций – это важный этап развития мышления. Как появляются первые символические репрезентации у ребёнка? Вот ребёнок берёт деревянный брусок и подносит его к уху. Это телефон. А через пять минут этот же брусок становится машинкой, потом кусочком хлеба, которым ребёнок «кормит» зайчика, и так далее. Конечно, можно купить ребёнку и телефон, и машинку, и даже игрушечные продукты. Но ведь мир настолько многообразен, что мы не сможем создать в детской его уменьшенную копию. Да это и не нужно. Имея в арсенале самые простые игрушки, с помощью символической репрезентации ребёнок воссоздаст всё, что хочет. И тогда это будут развивающие игры. Ребёнок придумывает себе игру и, если для этой игры нужны какие-то предметы, он находит в окружающей среде то, что ему нужно. Помните, как дети вместо тарелочек используют листочки, а вместо каши – песок? Заменяя один предмет другим, ребёнок проявляет поисковую активность, эффективно адаптируется в окружающей среде. Такой ребёнок проявит сообразительность и в будущем.
Пожалуй, современным родителям, бабушкам и дедушкам стоит ориентироваться на свои игрушки. Советским детям в этом смысле повезло. У них уже не было бесполезных дорогих, вычурных игрушек и не было ещё более бесполезных интерактивных игрушек. У советских детей обычно были кубики, набор посуды, машинки, куклы, несколько мягких игрушек. Всё остальное появлялось за счёт символической репрезентации и за счёт участия в обычной жизни семьи (уборка, стирка, работа в огороде).
Нужны ли игрушки? Ответ прост. Самые простые игрушки ребёнку нужны. Но никакие интерактивные игрушки не заменят ребёнку реальный мир.
Хочу такой сайт

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».