28.09.2018
Цель:
- Обратить внимание родителей
на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка.
- Дать родителям рекомендации,
как правильно отвечать на детские вопросы.
Игра - упражнение
«РАЗМЫШЛЯЛКА». (проводится перед консультацией)
«Шляпа вопросов».
Смысл игры: На листочках
написаны вопросы для размышления сложить их в шапку, и родители по очереди
вытягивают и зачитывают вопрос, кому – что достанется (можно работать парами).
Примерные вопросы:
• Как в вашей семье относятся к
вопросам детей?
• Считаете ли вы, что детские
вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?
• Можно ли по вопросам ребенка
судить о его любознательности?
• К кому из членов семьи
ребенок чаще обращается и почему?
• Какие вопросы ребенка ставят
вас в тупик?
• Всегда ли ребенок
удовлетворен вашим ответом?
«А почему небо синее?» «А
почему идет дождь?» «А откуда берутся снежинки?»
Многие из вас слышали подобные
вопросы, и эти многочисленные «Почему», «Зачем», «Откуда» неоднократно ставили
в тупик.
Вопросы ребенка взрослому -
проявление уважения и доверия к опыту старших. Вопросы, которые задают малыши,
могут быть причудливы и неожиданны. Чаще всего эти вопросы возникают, когда
малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает
понимать, что все происходящее вокруг не случайно.
Ответить на эти волнующие
малыша вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать
малыша еще больше? Ведь взрослые знают очень много, и не только с научной точки
зрения, но и из собственного жизненного опыта. Следует помнить, что малыш вовсе
не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не
перегруженный сложными терминами ответ.
Конечно, проще ответить: «Мне
некогда» или «Я не знаю».
Если вы отмахнетесь раз,
другой, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий
грозит развитием комплекса неполноценности. Так что отложите дела и разъясните
ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите,
что обязательно ответите на его вопрос сразу после того как освободитесь. И не
забудьте сдержать свое обещание!
Не стесняйтесь заглянуть в
книгу, а лучше найти ответ на вопрос в книге вместе с ребенком, тем самым вы
решаете еще одну важную задачу – приобщение детей к книге. Сейчас огромное
количество детских энциклопедий, дающих доступные для детей ответы на их
бесконечные вопросы. К любому вопросу своего ребенка, нужно, относиться с
уважением и вниманием. Поощряйте стремление ребенка спрашивать. Попытайтесь вступить
в диалог с ребенком. Задайте ему вопросы: «А как ты думаешь» или «Как ты это
понимаешь?» Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность, развивайте
любознательность, наблюдательность, логику. Всегда помните, что ваш ответ:
«подрастешь – узнаешь» навсегда отобьёт желание познавать что-то новое.
А ваша брошенная фраза: «Как
надоели твои вопросы!» - в результате таких слов, у детей развивается
предубеждение к своим вопросам. Им кажется, что если вдруг они зададут еще один
вопрос, то покажут свою глупость. Всегда помните, что ваш ответ должен не
просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим
размышлениям и наблюдениям.
Иногда за вопросами ребенка
стоит не просто любопытство. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность
во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша
снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и
понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем
малышу трудно говорить напрямую. "Ты, правда, меня любишь?", "Ты
видишь, какой я уже умный?" Если ребенок задает вопрос взрослому, значит,
взрослый ему нужен. Когда же ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это
может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе.
Нельзя стыдить ребёнка,
приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в
содержание вопроса. Так, интересный пример описан к книге А. О. Пинта «Это вам,
родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители смущаются и пытаются
рассказать об аисте и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует
эта проблема. И тут слышат неожиданный для них ответ: «А Петька сказал, что он
из другого города приехал. А я откуда взялся?»
Умение толково ответить на
вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная
задача для родителей и воспитателей.
Уважаемые родители! Общайтесь с
детьми, наблюдайте вместе с ними! И помните, что свои вопросы они задают только
тем, кому доверяют и любят!
Успехов вам!