13.02.2019
Вопрос становления общения детей в
дошкольном возрасте сравнительно юная, однако сильно созревающая отрасль
возрастной психологии. Её родоначальником был известный педагог Ж. Пиаже. Как
раз Пиаже ещё в тридцатых годах заинтересовал интерес детских ученых по
психологии к сверстнику, как к немаловажному фактору и нужному относительно
общественного и эмоционального формирования детей, содействующему разрушению
эгоцентризма. Коммуникация — это невероятно существенная составная часть жизни
малыша. Ребенок завладеет приемами общения, и именно от этого зависит
благополучность в ходе взросления.
Дошкольный возраст является периодом
значительных изменений в организме ребенка и считается определенным этапом
созревания организма. В этот период идет динамичное развитие и
совершенствование систем организма, развитие мелких мышц, развитие и
дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. Характерной
особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и
мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти,
речи.
Познавательная деятельность - это
осмысленная деятельность, сориентированная на освоение окружающей
действительности с помощью аналогичных психологических действий, как
восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С. Выготский прописал, что
умственное развитие выражает то новейшее, что выполняется без помощи других
посредством новообразования других иных качеств разума и переводит психические
функции с наиболее низкого в наиболее важный уровень развития по направлению
произвольности и осознанности.
Старший дошкольный возраст очень важен для
психического развития, так как на первое место выходит целенаправленная
познавательная деятельность, в процессе которой происходят существенные
изменения в психической сфере. Постепенно ведущее место в структуре
познавательных процессов начинает занимать мышление.
Структура мыслительной деятельности у детей
старшего дошкольного возраста содержит следующие компоненты:
1) Мотивационный компонент, проявляющийся
в разных видах активности;
2) Регуляционный компонент, проявляющийся
в умении планировать, программировать и контролировать психическую
деятельность;
3) Операционный компонент, то есть наличие
сформированных операций анализа и синтеза.
Сфера межличностных отношений чрезвычайно
широка. Она охватывает практически весь диапазон существования человека.
Межличностные взаимоотношения выражаются в большом разнообразии сфер
человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых
действуют различные психологические факторы.
Большое значение для развития и
социализации ребенка имеет его окружающая среда. Рассмотрим, как изменяется
структура системы взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.
Л.С. Выготский писал, что старший
дошкольный возраст – это важнейший момент в жизни малыша. У ребенка дошкольного
возраста имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и
«ребенок – дети». В дошкольном учреждении образуется новая структура этих
отношений. У дошкольника система «ребенок – взрослый» подразделяется на
«ребенок – воспитатель» и «ребенок – родители». Система «ребенок – воспитатель»
начинает определять отношение ребенка к родителям и отношения ребенка к
воспитателю. Далее, система «ребенок – воспитатель» становится центром жизни
ребенка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий.
Хорошие взаимоотношения с воспитателем будет сказываться и в повседневной жизни
ребенка.
Дети быстро и легко осваивают трудовые
навыки вместе с ровесниками, чем с взрослыми. В процессе совместной
деятельности ребенок вступает в эмоциональный личный контакт. В процессе
взросление у ребенка растет потребность в общении с другими детьми.
Характерно, что дошкольники вначале даже
как будто избегают прямых контактов с другими детьми (если, конечно, среди них
нет соседей по дому или семейных знакомых). Этот контакт осуществляется через
педагога. Если, например, кто-нибудь из воспитанников забыл принести в сад свою
любимую игрушку, а ему хочется играть, то он не обращается к другим детям с
просьбой дать ему другую игрушку, ребенок обычно сидит и молчит, иногда плачет,
надеясь, что воспитательница заметит его бедственное положение. Воспитатель,
узнав, в чем дело, обращается к детям, с просьбой, поделиться своими игрушками.
Ребенок, у которого есть свободная игрушка, не отдает её товарищу сам. Он
подает игрушку воспитателю, которая и передает её ребенку.
Со временем воспитатель учит детей
обращаться друг другу с просьбой. В следующий раз она уже не берет сама нужный
предмет, а предлагает ребятам самим поделиться друг с другом. Постепенно дети
начинают все больше чувствовать себя частью целой группы. Появляется гордость
за свою группу, дети начинают заряжать яркими эмоциями всех вокруг. Эти первые
ростки коллективизма необходимо поддерживать и развивать. В более старших
группах овладевают такими сложными формами отношений, как совместное выполнение
одного задания вместе с группой. В этом случае старшие дошкольники приобретают
опыт распределения обязанностей между собой, учатся действовать вместе со
своими ровесниками . Сначала действия детей такой группы согласовывает
воспитатель. Затем, когда дошкольники овладевают навыками совместной организационной
работы, из их числа выделяется ответственный, который начинает выполнять
функции руководителя группы. Постепенно взаимоотношения детей в группе
усложняются, в группе появляются активные дети, которые выступают как ядро
коллектива. Но следует помнить, что активные дети занимают этот статус не
только с целью помощь другим, а чтобы показать свое достоинство. Нужно вовремя
замечать такие детали и разрешать их.