«Формирование педагогического имиджа педагогов»

02.04.2019

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в разум и сердце из окружающего мира

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. Ключевой вопрос модернизации –это повышение качества образования. Особенность управления качеством образования в детском саду состоит в том, чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать нововведения развивающего характера.

Целью развития дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Они не могут заменить друг друга. Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания детей в детском саду, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития детей.

Весьма актуальной проблемой современных детей является зависимость от компьютерных устройств. Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.

В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре – сначала эмоционально, а затем интеллектуально ребенок осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны без слов, поэтому дети способны сами наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, что ведет к деградации личности. Данная зависимость – явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики, аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Таким образом, нам взрослым, важно не допустить, чтобы компьютерные устройства в жизни ребёнка стали источником проблем. Отучить ребенка от частого использования гаджетов, как показывает практика, очень сложно. Но сделать это необходимо.

Как изменить такое положение – победить детскую зависимость от компьютерных устройств? Как заинтересовать, привлечь родителей к активному совместному участию в воспитательно-образовательном процессе, который будет способствовать развитию ребенка и помогать ему шагать в ногу со временем.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.  Хочу такой сайт

Наиболее эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями считаем нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер- классы «Гость группы», интерактивные игры.

Остановимся кратко на каждой из них.

Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в образовательный процесс ДОУ – является метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и детей. Тем самым ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития и то, что он сегодня делает с помощью взрослого, в дальнейшем сможет сделать сам. В соответствии с тематическим планированием были организованы проекты :

- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;

- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;

- Индивидуальные: «Мои увлечения»;

- Исследовательские: «Путешествие капельки».

   Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление.  Результатом деятельности по проектам может быть: выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Родительский мастер-класс «Гость группы» – это такая форма совместной партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-классов, как правило, становятся профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и т.д.

Например, мастер-классы: «Веселые нотки», «В шахматном королевстве», «Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в образовательной области «Художественное творчество» был проведен родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы техники рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж «Зимние забавы».

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.

Так родители начинают глубже понимать значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы. Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач.

Интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является интерактивная игра, позволяющая родителям лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственных взаимоотношений со своим ребенком. Посредством интерактивной игры можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. Так же данная форма привлекает тем, что носит игровой характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию испытания и дарит радость открытий. Можно выделить следующие игры: «Это мой ребенок», «100 к одному», «Счастливый случай» целью которых: выбрать тактику правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В ходе игры родителям предлагаются: выставка рисунков, видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем мире. Данная форма взаимодействия позволяет родителям задуматься над тем, не потеряли ли они в повседневной суете свое главное предназначение – материнство и отцовство.

В ходе такого сотрудничества была отмечена активность родителей в желании участвовать в педагогическом процессе, выросли такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, позитивное отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Слова В.А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

«Формирование педагогического имиджа педагогов».docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».