15.05.2019
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку
в детские годы,
что вошло в разум и сердце из окружающего мира
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский
За тысячелетнюю историю человечества
сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и
общественное. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об
образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что
предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс
модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным
учреждениям. Ключевой вопрос модернизации –это повышение качества образования.
Особенность управления качеством образования в детском саду состоит в том,
чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать нововведения
развивающего характера.
Целью развития дошкольного учреждения в контексте управления качеством
образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное
развитие каждого ребенка. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного
учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только
воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во
многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков воспитания. Она
является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Семья
и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Они не
могут заменить друг друга. Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания
детей в детском саду, какой бы высокой ни была квалификация педагогов,
невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного
участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду
дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия
взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов
на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные
задачи, пути достижения результатов.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей
от решения вопросов воспитания и развития детей.
Весьма актуальной
проблемой современных детей является зависимость от компьютерных устройств.
Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например, чтобы не
капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами
родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно!
Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные
отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима
и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.
В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок
осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит
поведение взрослых. В игре – сначала эмоционально, а затем интеллектуально
ребенок осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому
человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении
дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру. Такая игра не требует
высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать,
договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные
качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны без слов, поэтому дети
способны сами наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, что ведет
к деградации личности. Данная зависимость – явление многоликое и чрезвычайно
сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики,
аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую
дети с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах,
и выявление характера нарушений требует специальных исследований.
Таким образом, нам взрослым, важно не допустить, чтобы компьютерные
устройства в жизни ребёнка стали источником проблем. Отучить ребенка от частого
использования гаджетов, как показывает практика, очень сложно. Но сделать это
необходимо.
Как изменить такое положение – победить детскую зависимость от компьютерных
устройств? Как заинтересовать, привлечь родителей к активному совместному
участию в воспитательно-образовательном процессе, который будет способствовать
развитию ребенка и помогать ему шагать в ногу со временем.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм
взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является
одним из самых актуальных.
Наиболее эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями
считаем нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии
педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер-
классы «Гость группы», интерактивные игры.
Остановимся кратко на каждой из них.
Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в
образовательный процесс ДОУ – является метод проектов. Проектную
деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая
направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий
(умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй
позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и
реализация творческого потенциала родителей и детей. Тем самым ребенок
постоянно находится в зоне ближайшего развития и то, что он сегодня делает с
помощью взрослого, в дальнейшем сможет сделать сам. В соответствии с
тематическим планированием были организованы проекты :
- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;
- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;
- Индивидуальные: «Мои увлечения»;
- Исследовательские: «Путешествие капельки».
Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает
созвучное опыту детей направление. Результатом деятельности по
проектам может быть: выпуск газеты, презентации, выставки художественного
творчества.
Родительский мастер-класс «Гость группы» – это такая форма совместной
партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого.
Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в
предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и
взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-классов, как правило, становятся
профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и т.д.
Например, мастер-классы: «Веселые нотки»,
«В шахматном королевстве», «Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В
частности, в образовательной области «Художественное творчество» был проведен
родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама
воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы техники
рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж «Зимние
забавы».
Организация родительских мастер-классов
требует тщательной подготовки. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом
в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно
нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный
человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и
бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских
мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки
творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.
Так родители начинают глубже понимать
значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы.
Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к
субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ
познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность
решить ряд важных психолого-педагогических задач.
Интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является интерактивная
игра, позволяющая родителям лучше, чем в сложном реальном мире,
познать и понять структуру и причинно-следственных взаимоотношений со своим
ребенком. Посредством интерактивной игры можно более эффективно показать и
обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на
практике свои идеи. Так же данная форма привлекает тем, что носит игровой
характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию
испытания и дарит радость открытий. Можно выделить следующие игры: «Это мой
ребенок», «100 к одному», «Счастливый случай» целью которых: выбрать тактику
правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В
ходе игры родителям предлагаются: выставка рисунков, видеозапись высказываний
детей о семье, о предметах и об окружающем мире. Данная форма взаимодействия
позволяет родителям задуматься над тем, не потеряли ли они в повседневной суете
свое главное предназначение – материнство и отцовство.
В ходе такого сотрудничества была отмечена
активность родителей в желании участвовать в педагогическом процессе, выросли
такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, позитивное
отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Слова В.А.Сухомлинского: «Семья для
ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для
подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим
вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем
миром»: детский сад, семья, общественность».